Лифтер-оператор по обслуживанию лифтов: профстандарт

С каждым годом требования к представителям разных профессий становятся более строгими. Пересматриваются и корректируются существующие стандарты, к ним добавляются новые пункты, а устаревшие, напротив, отменяются.

Профессиональный стандарт для лифтеров-операторов подвергался правкам в 2014 году и после этого не изменялся. Этот документ раскрывает требования к специалисту. С его помощью работник может прояснить для себя непонятные моменты и убедиться, что он выполняет свою работу надлежащим образом. Согласно профессиональному стандарту, в обязанности лифтера-оператора входят такие действия:

  • монтаж оборудования;
  • обслуживание;
  • ремонт;
  • обеспечение безопасности пассажиров при перемещении.

Центр по оценке профессиональных квалификаций

ООО Инженерный центр «НЕТЭЭЛ»


Работник должен уметь обращаться со специализированными устройствами — эскалаторами и подъемниками, предназначенными для лиц, не способных передвигаться самостоятельно или испытывающих затруднения.  Благодаря работе оператора пассажиры получают уверенность в том, что их перемещение на лифте будет безопасным.

Профессиональный стандарт, разработанный для лифтеров-операторов,— главный документ, позволяющий урегулировать разногласия и спорные моменты, возникающие между работником и работодателем. В качестве последнего обычно выступает организация, с которой лифтер заключает трудовой договор, где прописаны функции сотрудника, размер заработной платы и другие условия.

Согласно стандарту, оператор лифта должен осуществлять управление и проводить регулярные проверки с целью предотвратить возможные неисправности, а при обнаружении — устранять их. На лифтера возлагается ответственность за работоспособность кабины и прочих устройств, к которым относят эскалаторы, пассажирские и грузовые платформы. Осмотр механизмов должен проводиться не реже одного раза в месяц.

В случае, когда к технике предъявляются повышенные требования, или она используется для нетипичных целей, например, для перевозки тяжелобольных людей или ответственных грузов, осмотры должны проводиться чаще. Это касается грузовых и пассажирских лифтов в больницах, родильных домах, поликлиниках и других подобных учреждениях.

Чтобы овладеть нужными навыками и получить знания в полном объеме, будущий специалист должен обучиться в аккредитованном образовательном заведении. Кроме знаний, имеют значение личные качества, которые помогут быстро принимать решения в экстренных ситуациях. Обязательной является практика, без которой оператор не допускается к работе. На практических занятиях лифтер знакомится с устройством оборудования, учится действовать в случае поломок, при необходимости срочной эвакуации людей и в других экстренных ситуациях. Отрабатываются навыки, позволяющие обеспечить безопасность пассажиров и сохранность груза.

Специалистов, которые будут обслуживать механизмы, перемещающие людей с ограниченными возможностями или тяжелобольных, готовят особенно тщательно. Лифтер-оператор, который работает с такими устройствами (платформами, подъемниками, эскалаторами), должен уметь в случае неисправности сразу ее устранить. Для этого важно обладать специальными навыками и иметь при себе необходимые инструменты.

В профстандарте четко прописаны все требования к уровню образования, знаниям, практическим навыкам и личным качествам лифтера-оператора. В то время, когда документ только был внедрен, у специалистов возникало множество сомнений, опасений и вопросов. Работники боялись, что начнутся увольнения по причине профнепригодности. Эти опасения оказались беспочвенными, ведь с введением стандарта обязанности лифтера остались такими же, какими и были, только теперь они закреплены документально. Напротив, разработка и введение в действие профстандарта имеет положительную сторону.

Теперь специалист может быть принят на работу, если он не имеет соответствующего образования, но его знания и навыки удовлетворяют требованиям документа. Для этого создается аттестационная комиссия, во главе которой находится руководитель предприятия.

Главной причиной разработки нового профессионального стандарта для лифтеров стало то, что эти специалисты отвечают за безопасность людей, а за последнее время механизмы претерпели значительные изменения, стали сложнее в обслуживании, ремонте и управлении. Стажировка после обучения проводится под контролем образованного и опытного работника, чей трудовой стаж составляет много лет.

Обязательным условием допуска лифтера-оператора к исполнению рабочих обязанностей является прохождение медкомиссии. Причем медосмотр проводится не только перед трудоустройством, но и в то время, когда работник уже трудится. Медицинские обследования проводятся регулярно и внепланово. Документы, подтверждающие квалификацию работника, — сертификат и удостоверение.

В профстандарте лифтера раскрываются три направления работы. Трудовые функции касаются обслуживания следующих видов механизмов:

  • лифты;
  • поэтажные эскалаторы;
  • устройства для перемещения лиц с ограниченными возможностями (инвалидов).

В отношении всех трех направлений очерчен круг функций и обязанностей. Так, обслуживание лифта включает проверку работоспособности, управление (если механизм не предназначен для самостоятельного применения), ремонт в случае неисправности, эвакуация пассажиров при внезапной остановке.

Работа с оборудованием для перевозки тяжелобольных людей и инвалидов предполагает осмотр при каждой смене. Если случилась неисправность, работник должен действовать максимально быстро. На оборудовании с операторским обслуживанием обязателен контроль работоспособности платформы. При остановке в обязанности лифтера-оператора входит эвакуация пассажиров. Во время работы оборудования должно производиться видеонаблюдение за ситуацией на платформе. Контролировать работу механизма следует, находясь на безопасном расстоянии от него.

Обязанности по обслуживанию поэтажных эскалаторов такие же. Они состоят в том, чтобы контролировать работу оборудования, обеспечивать безопасность пассажиров и принимать меры при возникновении экстренных ситуаций.

Проверка работоспособности лифтов, платформ и эскалаторов проводится согласно инструкции, где прописаны особенности эксплуатации. Также сотрудник должен уметь визуально определять состояние механизмов, выявлять поломки и повреждения. Результаты каждого осмотра фиксируются в письменном виде. При выявлении неисправности лифтер составляет акт и информирует руководство.

Управление лифтом включает проверку заполнения кабины, направление оборудования на нужный этаж, проверку правильности размещения и разгрузки груза (багажа), слежение за порядком в кабине во время движения лифта. В экстренной ситуации работник должен отключить питание и определить причину случившегося. Если требуется эвакуация пассажиров, специалист инструктирует их, как правильно себя вести, и помогает покинуть кабину. При необходимости вызывает «скорую помощь». По окончанию эвакуации лифтер отчитывается о происшествии своему руководству.

Информация
улица Маршала Тимошенко 111524 Россия, Москва +7(495)580-67-60
Логотип НЕТЭЭЛ
Связаться с нами

Заказать обратный звонок